Даша (danilovna) wrote,
Даша
danilovna

Categories:

Рэй Монк

Витгенштейн - поп-звезда, хотя многие ли его понимают (и не понимали при жизни), только, что называется, всегда признавали его гений. Почему он популярен?

По всей видимости, в жизни он был настоящей занозой: очень сложный в общении, и при этом требовавший общения, во всяком случае горячо в нем нуждающийся. Педагог со склонностью к рукоприкладству, возможно сексист в отношении со взрослыми людьми (однако бисексуал), бескомпромиссный и нетерпимый даже с друзьями, довольно эгоцентричный (на месте эго тут работа, но дела это не меняет, потому что это только ЕГО работа, а его работа - это он сам).

В. в книге Монка вызвал много эмоций, часто довольно неприятных: жалость, раздражение, утомление, даже немного отчаянья. До биографии Монка я читала его философские работы, записные книжки и воспоминания Рассела - таких чувств не испытывала. Наверное, новые ощущения - это эмпатия к окружению В. Но и сочувствие тоже, потому что он тяжело переживал непонимание от семьи (и вообще ту спорную атмосферу), друзей, возлюбленных, коллег, учеников, посторонних. Очень остро, грустно, обидно и одиноко жить, мучительно рожая свои ни на что не похожие идеи в непонимании окружающих, и сам не понимая, есть ли в этом какой толк или нет. Он будто жил, вставая в позицию "между": между математикой и верой, страстью и аскезой, аристократизмом и как бы "пролетарством" и пр. Одно не противоречит другому - он понимал, но эта позиция "между" довольна непростая на практике.

Популярность В. напоминает мне популярность какой-нибудь красной панды или манула в зоопарке: наблюдать со стороны за диким, симпатичным (в случае В. - талантливым) зверьком, снимать веселые видео (в случае В. - смеяться над экстравагантными историями о нем). Довольно жестокая популярность, если я правильно ее вижу. Людвиг - экстраординарная фигура, талант которой понимают даже многие из тех, кто не ведает, о чем речь. Возможно, это и правда говорит о том, насколько он по-своему велик. А возможно, что общество просто предпочитает бездумно подхватывать тренды, которыми может стать что и кто угодно. А возможно люди интуитивно понимают гораздо больше, чем могут объяснить.

Вообще, попытаться объяснить его Трактат - это ребус на все времена. У самого В. это не получилось, у Рассела не получилось, да почти ни у кого (Рамсей чуть ближе остальных, но только в математике). И тут ничего удивительного. В коротком и ясном введении к Трактату В. написал, что объяснить его нельзя, но можно понять и в некотором роде почувствовать. Когда книга буквально наполовину состоит из молчания, когда это логический трактат и художественное произведение одновременно, когда соединяются математика и мистический опыт - тут дело особое. Мудацкая фраза "кто знает, тот поймет" как нельзя кстати. Если вы тоже чувствовали и думали нечто подобное, то Трактат станет важным и исключительно верно скроенным (и в этом его гений - в точности, форме, красоте, мере) высказыванием о чувстве мира. И это само по себе овеществленное откровение - чудо мастерства. В дальнейшем В. опроверг собственный Трактат, и очень часто его последующие работы (коих было в принципе не много) опровергают предыдущие. И это по-моему здорово.

В. повезло иметь таких потрясных, терпеливых и добрых друзей. У него были и абсолютно экзальтированные фанаты-студенты в Кембридже. Любовь он тоже чувствовал, и ставил ее как нечто особенное и в своей логике (да-да) и в жизни (они впрочем неотделимы). Он ненавидел профессорство и всю эту квазисерьезную бутафорию академической жизни, теории и философии в частности. Он долгое время ощущал в каком-то роде антисемитизм к себе, будучи австрийским евреем, а потом яростный протест против нацизма. Он по всей видимости был не только страстным, но и очень чувственным человеком, однако плохо мирился с этим (и тут досадное по своей слепоте и примитивности попадание в ловушку толстовцев). В. совершал много ошибок с людьми, мучился ими, и был вообще неудобным персонажем, однако и кое-где желанным одновременно. Очень раздираемо ему было внутри, кажется, до зубного скрежета.

Я тоже в гигантском фан-клубе Витгенштейна, еще со школы. Разделяю это чувство мира, к сожалению и солипсизм, болезненную внимательность и одновременно недоверие к словам. Возможно, таких гиков с огромными проблемами с конформностью и правда много. Этико-эстетствующих логиков, ищущих смысл вне "рутинного" мира. Никогда не упокоенных людей, ищущих проблемы и их решение в себе. Дурацких, неуклюжих, хрупких разрушителей (тут скорее комедия положений, чем героика). За всех этих людей высказался и промолчал Витгенштейн, и это единственный такой голос в своем роде.

А биография крутейшая. Рэй Монк не только беспристрастно (кажется) и точно нарисовал личность В., но еще и ясно разъяснил его идеи. Пока лучшая на моей памяти книга о В.
Tags: writers
Subscribe

Posts from This Journal “writers” Tag

  • Юкико Мотоя

    Маленькая, но смачная книжица японских сказок. Напористых, диковатых, сорняками рвущих цемент традиций. Но даже разломы выходят красивыми, узорчато…

  • Линь Ихань

    Хочу поделиться своим удовольствием, ужасом и ощущением красоты от прочтения "Райского сада первой любви" тайваньской писательницы Линь…

  • No please

    Эта цитата про петтинг: « …беззвучные пальцы его трепетали особым стаккато», – пальцы у неё в трусах. Хочется протестно ответить цитатой из Карди («…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments